Интересная опечатка по Фрейду

Вместо "теоретико-множественных парадоксов" автор этой статьи написал: "теоретико-божественных парадоксов".

("Однако высокая степень абстрактности и «универсальность» понятия множества не могли не привести к трудностям, хорошо и давно известным в философии при работе с «универсалиями». Проявилось это в появлении так называемых теоретико-божественных парадоксов".)

Эта опечатка из числа тех очаровательных и благородных ошибок, которые обладают убедительностью художественной правды. Их нельзя исправлять, они и не ошибки никакие вовсе. Сквозь накатанный асфальт рациональной речи прорастают эти цветы. Посмотрите, опечатка вскрыла затаенную механику смысла, текст непредсказуемо преобразился, он стал как бы честнее. Божественное созвучно множественному, но в этом ли всё дело?

Ассоциация может быть связана с умопомрачительной религиозностью Георга Кантора, основателя теории множеств, который построил последовательность трансфинитных чисел и воспринимал её в качестве интеллектуальной лестницы к Богу.

Вероятно и другое: в некоторых религиозных текстах (например, у Николая Кузанского) Бог мыслится как бесконечное множество. Бог целостен, но не элементарен; неделим, но множественен. Понять божественное можно только через парадоксы (используются ли для того коаны или апории схоластики) - так и теоретико-множественные выкладки долгое время заставляли математиков рвать на лысинах волосы, медитировать на противоречия, гегельянить противоречия и в конце концов смиряться с их неизбежностью. Но математики преодолели... э-э, сгладили кризис оснований, чего нельзя сказать о физиках, которые весело живут со своим принципом дополнительности. Поэтому физики так необычайно близки сегодня к просветлению и самадхи.

2007, 1 Мая
Павел Гуданец
Начало
2009-2018 © Павел Гуданец