Литературные новости

Мы шли по льду истории, скользя,
проваливались вдруг в средневековье,
в чужой сюжет глухой пещерной тьмы
и далее – туда, куда нельзя,
и далее – откуда лишь любовью,
и это были мы, всё те же мы.

Прекрасный век, измазав лоб золой,
мелькнул, как двадцать пятый кадр, мгновенно,
но фотокарточка его хранит.
Я помню первый поцелуй с тобой
под звёздами ночного Карфагена,
у статуи божественной Танит.

Скользя во льдах по новым временам,
встречали мы, что не опишет стилос,
земные фотошопы утаят.
Навстречу выходил гиппопотам
на львиных лапах, с пастью крокодила –
голодная, сердечная Аммат.

Хранители священного огня,
мы собирали хворост в первых рощах,
желая только света и тепла,
и если не узнаешь ты меня,
своё лицо узнаешь ли на ощупь,
когда опять уляжется зола.
Кузнечик, застрявший в картине Ван Гога
под слоем зелёных импасто,
в цветастую вечность влетает с наскока
сродни цирковому гимнасту,
он видит безумного рыжего бога,
он чует деревья оливы,
косматую кисть и густую тревогу,
и стрекот собратьев счастливый,
то в прошлой ли жизни случилось, сейчас ли,
бессмертные травы танцуют
в изнанке мазка, освещённые маслом,
кузнечиковым поцелуем.
Искусство – это квадратура круга,
хоть без неё – квадратов тьма кругом.
Художник знал, как строить острый угол,
в свою картину упираясь лбом.

И временем, и нравом недовольный,
он вместо лиц эскиз воображал:
бесхитростный абстрактный треугольник,
когда совсем невмоготу – овал.

На улице разило сладким квасом,
подбрасывал монетку, щурясь, шкет.
Художник видел мир, лишённый массы,
каркас, геометрический скелет.

За хлебом вышел, а попал в пространство.
Продольно рассечённое шоссе
сочилось радужной смолой контрастов,
и эйдос круга медлил в колесе.

Подробности излишни и крикливы,
но если пёстрый, суматошный дым
разоблачён, разъят на примитивы,
то взору легче примириться с ним.

Зачем грустить простой гипотенузе?
Не надо ей ни красок, ни тоски.
Художник рубит гордиевый узел,
врастая кожей в собственный эскиз.

Но как же хорошо – вглядеться в сложность
и с лёгкостью сердечной созерцать
у живописных уличных прохожих
подкожное свечение лица.

Их ямочки, морщины, крылья носа,
их неразгаданный глубинный свет...
Как хорошо – вернуться к ним с вопросом,
не ожидая для себя ответ.
Стихи :: Репка
2022, 19 Октября
Чтоб она не загуляла
на лучистой грядке звёзд,
тянут репку из астрала,
на кулак намотан хвост.

Тянут-тянут, ай да тянка,
да не вытянут никак,
потому что спозаранку
репку манит зодиак.

Позовёт былая почва,
бытованья окоём,
"счастье – это..." Да и точка,
да и хватит о земном.

Здравствуй, Будда Гаутама,
здравствуй, милый Лао-Цзы,
веришь-нет, я ваша мама,
да и вы – мои отцы.

Слитны будущность и память.
Всё во всём, едина связь.
Хорошо врастать корнями
в небо, небом становясь.
Стихи :: Ева
2022, 4 Августа
Я знала: Бог – земное чрево,
необходимое затем,
чтоб коронованная Ева
творила собственный Эдем.

В своём саду, подобном храму,
я бережно кормила с рук
придуманного мной Адама
и прочее зверьё вокруг;

морским узлом вязала змея,
купалась в яблочной крови
и, Слово повторить не смея,
растила новый алфавит.

Всё это значило – быть Евой
и быть собой. Творить свой миф –
о сбывшемся запретном древе,
на дольки жажду разделив.
Жили-были в тридевятом акте
диплодок, ти-рекс и птеродактиль.
Диплодок, бывало, яму роет
да глядит: летит ли астероид?..
Что ещё сказать про диплодока?
В чтении знамений он был дока.
Первым докумекал диплодок,
чей там в небе реет хохолок,
что за тень накрыла всех косая.
Брюхом над равниной нависая,
величаво, грузно мезозой
плёлся на последний водопой.

А ти-рекс – на то он и ти-рекс,
что мог думать только про бифштекс.
Даже катаклизмы мировые
не могли отвлечь голодный рот
до тех пор, пока он всё не выест,
не проглотит, не пережуёт.
Очень надо ждать небесных тел,
если с утреца ты не поел!
Что ещё поведать про ти-рекса?
Он клыки затачивал до блеска.
Ёлкой ковыряя междуклычье,
воплощал звериное величье.

В небеса вальяжные продет,
говорил собратьям птеродактиль:
"Вы не суетитесь, а прилягте.
Скоро подключат нам интернет.
Астероид – это дюже плохо,
но грустней, когда слабеет связь.
Так молчит порой твоя эпоха,
в зарослях, как хищник, затаясь.
Эра, что таит небесных пугал,
кислород с пожаром пополам, –
распахнёт вот-вот навстречу гугл
и ответит ласковое нам".

Тяжко поворачивались глыбы –
невесомый маятник планет.
Птеродактиль, склёвывая рыбу,
ждал, когда включится интернет.
Оставались считанные вздохи
до конца означенной эпохи.

Что ещё сказать про птерозавра?
Археологический скелет
выставят в кунсткамере назавтра,
то есть, через миллионы лет.

Но порой откроешь веб-страницу –
чей-то хвост за баннером мелькнёт...
Кто там испокон веков гнездится?
Кто о небесах своих ревёт?
Когда не праздничные вина,
а пренатальная вина
подскажет главную причину,
зачем майевтика нужна,

когда из векового смеха
печаль целебно прорастёт,
и зазвучит иное эхо
во времени наоборот,

когда проклюнутся в реликте
приметы будущих эпох,
когда Нигде́ и город Ни́где
перемешаются в депо,

а что ещё – когда в мензурке
поместится весь океан,
и все порядочные турки
признают геноцид армян, –

настанет время покаяний,
и у истока новых глав
отбросит нож последний Каин,
как прежде, Авеля обняв.
Ты, убаюканный в ладони
над гулкой пропастью минут,
надеешься, что не уронят,
когда ладонь перевернут.

Храним Венерою Милосской,
и не дрожит её рука,
и слышно только отголосок
непостижимого хлопка.
Как цветок, раскроется частица,
и нахлынет новая волна.
То мудрец, то бабочка приснится.
Явь, неотличимая от сна.

Мы с тобою – пара зрячих капель.
Через нас проявленный предмет
узнаёт, что неподъёмный камень
легче и прозрачнее, чем свет.
"Россия, мы найдём тебя когда-то..."
Александр Крупинин
В фильме "Достояние республики"
после первых титров – дальний план.
Тут читатель ждёт уж рифму с бубликом,
а теперь читатель ждёт славян.

В кадре нет людей. Есть одиночество,
схваченное снежной кожурой.
Мне о нём спросить как раз и хочется
бублик, обернувшийся дырой.

Купол за рекой – туманом сузило.
Звоном убаюкана река.
Ты – сентиментальная иллюзия,
я тебя любил издалека.

Дорог реквизитор мне – и кто ещё
там, за кадром, ходит взад-вперёд
в поисках пропавшего сокровища
и, поди, когда-нибудь найдёт.

Рига
По линии хруста болит белизна.
Осколки фарфора, срастаясь не сразу,
мы снова полюбим и сможем узнать,
как вместе совпасть в безупречную вазу.

Хоть время вокруг – застывающий клей, –
секунда податливей тёплого масла.
Нам важно успеть, нам с тобою важней
обняться, сложиться кусочками пазла.

О склеенной вазе нам швы говорят,
что хрупкая глина, поющая глина
прочнее, чем хроника трещин, утрат.
Частица от целого неотделима.
О чём? Об исцелённых ранах,
о разговорах до зари,
о том, как чутко и на равных –
и вместе – тайну сотворить.

О том, что нежность непорочна,
оставь она хоть сто улик,
и разве нужен ей подстрочник
на человеческий язык?
Публикации :: «ROAR», выпуск 9
2023, 24 Августа
Вестник антивоенной и оппозиционной культуры
Сетевое издание, созданное русскоязычной израильской поэтессой Линор Горалик в 2022 году после начала полномасштабного вторжения Российских войск в Украину. В нём публикуется поэзия, проза, публицистика, визуальные произведения, мультимедийные проекты и музыка, посвящённая теме противостояния войне, репрессиям, насилию и пропаганде.

https://roar-review.com/1f1bf145232244e9a6f5e8922aaea335
К рассвету на улицах города стихла пальба.
Младенец охрип, но теперь он поспит.
Старуха морщинистым пальцем вдоль детского лба
рисует крест-накрест – ей верится – щит.

Безумие Греты тягучее, словно смола.
В нём вязнут ребёнок, скамейка и хлеб.
Старуха сейчас отозваться бы, верно, смогла
на имя Марии. Ей грезится хлев,

ей грезится – в грязных потёках на стенах, в пыли,
в рассветных тенях, что наполнили дом:
здесь вол пригибает витые рога до земли,
он Дух прозревает звериным чутьём.

Младенец укутан. И Грета, согретая с ним,
кривит поневоле от радости рот:
настанет черёд, и воскреснет сияющий Рим,
и этот младенец Голгофу распнёт.

Вокруг Назарета мелькают эпохи. Спешат
сады Хиросим, Ауденард расцвести.
Безумная Грета качает, обняв, Малыша,
и небо качается в чьей-то горсти.

* "Безумная Грета" – одна из первых европейских пушек, в 1452 году использовалась при осаде Оденарде (нынешнего Ауденарде). "Малыш" – бомба, сброшенная на Хиросиму.
Небесной музыки послушники,
пушинки нот,
мы ожили в твоих наушниках,
в твоём кино.

В Любляне, Дублине, Варшаве ли,
мы, нотный пух,
твой вещий слух легко шершавили,
дразнили слух.

Взлетали звонким одуванчиком,
с тобой в ладу,
и ветер – крепче и богаче, как
впервые – дул.
Антивоенные стихи :: Шинель
2023, 28 Июня
посвящается Елене Осиповой, художнице в Петербурге, которая выходит на одиночные антивоенные пикеты
Привет, Акакий, твой шинельный ворот,
что был пошит из кошки дворово́й,
накрыл дома, фонтаны — целый город,
шинельный ворот весь накрыл его.

Акакий, брат мой, смелость или милость,
какую малость и каких щедрот
пора добавить, если всё накрылось
и надо как-то вылезти из-под?

Твой ворот вековой давно распорот.
Покажется: людей в округе нет,
но как же нет? Одна за целый город
здесь женщина выходит на пикет.
Рассказы :: Фрейд
2019, Август
Фрейд страстно коллекционировал греческие, римские и египетские древности – в шкафу и на письменном столе его стояли ушебти, посмертные маски, статуэтки. Их глиняные глаза смотрели на Фрейда из глубины минувших веков, когда он, окружённый тишиной рабочего кабинета, читал новую книгу по археологии.
Начало
2009-2024 © Павел Гуданец